Асептическая упаковка bag-in-box
Асептическая упаковка bag-in-box
Порча продуктов питания, без преувеличения, является острейшей проблемой мирового масштаба. Ежегодно около 50 % произведенной продукции приходит в негодность, не доходя до потребителя. Один из вариантов решения этой проблемы - использование асептической упаковки bag-in-box для увеличения сроков хранения пищевого сырья и готовых изделий.
Bag-in-box в переводе означает "мешок в коробке". Этот вид упаковки впервые появился в начале 80-х годов и сразу получил на мировом рынке широкое распространение.
Система упаковки bag-in-box - это комплект упаковочной тары, включающий в себя высокопрочный ламинированный полиэтиленовый асептический мешок и верхнюю жесткую оболочку (картонную коробку, бочку, ящик и т. д.). Мешки разной вместимости (от 3 до 1000 л) имеют форму подушки, изготовлены из 2- или 3-слойного ламината, состоящего из различных видов полиэтилена, полипропилена и алюминиевой фольги как барьерного слоя.
Мешки bag-in-box заполняются через горловину, впаянную в мешок, и укупориваются пробками. Пробки (обычно плоские, твердые или прессованные, термоустойчивые с длинным или коротким горлышком) могут быть снабжены специальными краниками.
Мешки могут быть обычными или стерильными (для стерильного розлива).
Заполненные пакеты емкостью от 3 до 23 литров вкладываются в картонные коробки, имеющие отверстия для вывода пробки или краника. Мешки по 50 и 100 л могут укладываться в пластмассовые ящики, а 200-литровые помещаются в металлические бочки. Мешки емкостью 1000 л складируются на специальных стеллажах.Длительные сроки хранения продукта в bag-in-box достигаются благодаря стерильности пакетов, особой обработке горловины инертным газом и асептическому способу розлива горячего продукта с последующим охлаждением.
Области применения
Мешки bag-in-box широко применяются для длительного хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов: наличие барьерного слоя позволяет значительно увеличить сроки их годности.
Спектр продукции, рекомендуемой для упаковки в bag-in-box, необычайно широк. Это и пищевые субстанции (соки, напитки, фруктовые и овощные пюре, джемы, вино, кетчуп, томатная паста, майонез, молочные продукты, питьевая вода), и косметические препараты (кремы, шампуни, лосьоны и т. п.), и химические вещества (средства бытовой химии, автомобильная косметика, технические масла, химикалии различной кислотности, отходы химических производств и пр.), а также их компоненты.
Развитие системы общественного питания вызвало необходимость использования легкой, доступной, дешевой и удобной тары, в которую можно было бы расфасовывать продукцию на сравнительно несложном оборудовании.
Такой тарой стали многослойные мешки различного объема с краниками и без.
В молочной промышленности мешки bag-in-box применяются для поставок обычного питьевого молока с длительным с длительным сроком хранения (до 10 дней при +4°С) в детские сады, предприятия общепита, больницы и т. д. При особых условиях розлива молоко в пакетах bag-in-box можно хранить при комнатной температуре в течение 3-5 месяцев.
Кроме того, bag-in-box с успехом употребляют для хранения других молочных продуктов, таких как кефир, сметана, йогурт, творог, сливки, смеси для мороженого и т. п.
В масложировой промышленности bag-in-box используется для упаковки растительных масел, жировых компонентов и пр.В виноконсервной промышленности bag-in-box применяют для хранения вина, натуральных соков и концентратов. Система горячего розлива позволяет увеличить срок хранения до 12 месяцев.
Мелкооптовая упаковка
Для удобного использования мелкооптовой упаковки на предприятиях общественного питания устанавливают специальные диспенсеры - держатели мешков bag-in-box, краник которых легко подсоединяется к приспособлению для подачи продукта (молоко, сок, кетчуп и т. д.) в стакан.
Преимущества подобной системы очевидны:
- продукт в упаковке bag-in-box хранится дольше, чем в обычной таре;
- нет потребности в оборотной таре, ее мойке, транспортировке, хранении, что заметно удешевляет стоимость продукта;
- после укупорки мешка пробку открыть невозможно, что предотвращает попадание инфекции внутрь;
- укупорочный краник пакета пропускает продукт только в одну сторону и не допускает попадания воздуха внутрь пакета, что препятствует окислению продукта.
Bag-in-drum (bag-in-container)
Для асептического розлива фруктовых и овощных паст и концентратов в мешки емкостью от 200 до 1000 л применяется оборудование, сконструированное по принципу моноблока, в котором объединены устройства стерилизации, охлаждения, асептический танк и непосредственно разливочные модули. Основные потребители машин для наполнения крупногабаритной тары (bag-in-drum, bag-in-container) - консервные заводы, перерабатывающие самую разнообразную продукцию: молоко, молочные жиры, овощные и фруктовые пюре, соки, концентраты соков и сиропы для приготовления газированных напитков, пищевые добавки, пасты и т. п.
Конструктивно разливочные модули не имеют асептической зоны в ее традиционном понимании, поскольку наполнение осуществляется через специальную разливочную головку, благодаря чему продукт не контактирует с окружающей средой. Процесс розлива выглядит так: оператор вставляет клапан порожнего мешка в специальное зажимное устройство, которое автоматически открывает клапан, откачивает остатки воздуха и стерилизует мешок горячим паром или химическими реагентами. Далее мешок заполняется, и готовая тара отводится транспортером.
На российском рынке уже существует большой выбор линий розлива в асептические мешки с диапазоном цен от 80 000 долл. (одноголовочные машины) до 500 $ тыс. (2-головочные) в зависимости от производительности.
Как правило, заказчики предпочитают линии производительностью не менее 1,5 т/час. Оптимальный выбор с точки зрения окупаемости - автоматы мощностью 2,5-3 т/час. Средняя стоимость такого оборудования для стерилизации, охлаждения и розлива составляет в среднем 260-330 тыс. долл. Конечно, асептические линии стоят намного дороже обычных. Но растущий спрос на продукты питания длительного хранения - залог рыночного успеха. Особенно это актуально для России, где вопросы экономии средств, качества конечного продукта и снижения расходов на дистрибуцию жизненно важны для большинства предприятий.
Пора одеваться!
Положительные изменения в экономике России за последний год привели не только к росту активности национального производителя, но и к повышению спроса на его продукцию. Однако, несмотря на рост продаж готового продукта, доля россиян - поставщиков сырья остается крайне низкой. Особенно это заметно на примере пищевой отрасли.
Сырьевые запросы "томатно-пастового" и сокового производства в России за счет отечественного сырья обеспечиваются менее чем наполовину. Потери в цепочке "сбор - хранение - транспортировка - переработка" в промышленном секторе достигают, по самым скромным подсчетам, 35-40 %, тогда как мощности российских перерабатывающих заводов загружены не более чем на 50-60 %.Недостаток сырья покрывается за счет импортных поставок из Европы, Турции и Китая. Хотя, по мнению ряда производителей, например, яблочного сока, самым качественным в мире считается именно российский концентрат.
Таким образом, имея прекрасную сырьевую базу и промышленный потенциал, но не отдавая должного внимания современным технологиям сохранения продукта, мы фактически кормим турецкого или китайского крестьянина.
Однако ситуация в последнее время стала меняться - в первую очередь, как отмечают сами пищевики, благодаря внедрению расфасовки готовой продукции в асептические мешки bag-in-box, bag-in-drum, bag-in-container. Асептическая технология, широко использующаяся сейчас во всем мире, революционным образом изменила систему производства, хранения и доставки скоропортящихся продуктов конечному потребителю. Именно благодаря ей стали возможны:
- транспортировка продукта без использования охлаждающих систем;
- хранение продукта в среднем до года (!) при комнатной температуре;
- долговременное сохранение продукта, упакованного без консервантов;
- исключение потери продуктом своих потребительских качеств при хранении.
Эти и другие свойства упаковки фруктовых и овощных соков и пюре позволяют создавать продукцию, которая во многом даже лучше, чем сами фрукты!
Уже давно перешли на асептическую упаковку bag-in-drum (bag-in-container) Лебедянский экспериментальный консервный завод, агрофирма "Солнечная" (Краснодар), компания "Свежий ветер" (Крымский район), колхоз "15 Лет Октября" (Липецкая область). "Я не вижу другой альтернативы для рынка сырья, - так характеризует использование упаковки в асептические мешки на Лебедянском экспериментальном консервном заводе директор по материальному обеспечению Станислав Николаевич Климов. - Просто немыслимо работать с полуфабрикатом, расфасованным в трех- или десятилитровые банки. Представьте себе, сколько банок необходимо только открыть, если в сутки потребляется 100, 200, 300 т полуфабрикатов. Это является главным и абсолютно бесспорным преимуществом использования асептических мешков по сравнению с упаковкой в стеклотару или жестяные банки. Кроме того, немаловажное значение при транспортировке имеет соотношение веса тары к весу сырья. В этом случае нетрудно себе представить разницу между легким мешком и, скажем, стеклянной банкой.
По температурному режиму хранения требования для практически всех видов упаковки одинаковы (+1- +20 оС) (за исключением замороженного сырья). Но на практике, особенно часто при транспортировке в зимние время, полуфабрикаты попадают под отрицательные температуры. Короткое пребывание при отрицательной температуре асептически упакованные полуфабрикаты переносят легко, чего нельзя сказать про стеклянную тару.
Очевидно преимущество использования мешков-в-бочках и по сравнению с танками для асептического хранения объемом по 20-50 т. Мешки в 200 и 1000 литров - наиболее удобные объемы в производстве, т. к. при вскрытии 20-50-тонного асептического танка необходимо его сразу же перерабатывать. Не всегда есть потребность в 50 т одного вида сырья в день. И опять возникают проблемы с транспортировкой".
Очевидность преимущества асептических мешков вне всякого сомнения. Настало время и российскому сырьевому рынку, давно уже морально созревшему для выхода "в свет", безо всякого стеснения "переодеть" высококачественный отечественный товар в легкое, удобное и красивое "платье".